Ваше право на забвение

14 июля 2015 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», известный так же как «закон о забвении» или «право на забвение».


Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается, что оператор поисковой системы по требованию физического лица (заявителя) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет, позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для физического лица в силу последующих событий или его действий. Исключение составляет информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информация о совершении физическим лицом преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Под поисковой системой Федеральным законом понимается информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети Интернет информации определённого содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети Интернет для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети Интернет, принадлежащих иным лицам. Исключение составляют информационные системы, используемые для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.

Федеральным законом устанавливается порядок направления соответствующего требования оператору поисковой системы, взаимодействия оператора с заявителем и удовлетворения указанного требования либо отказа в его удовлетворении.

Заявитель наделяется правом обращения в суд с иском о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании, в случае если он считает отказ оператора поисковой системы необоснованным.

Текcт закона о забвении
Федерального закона № 264-ФЗ от 13.07.2015


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ" И СТАТЬИ 29 И 402
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой
3 июля 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2015 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 20 следующего содержания:

"20) поисковая система - информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети "Интернет" информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети "Интернет" для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.";

2) дополнить статьей 10.3 следующего содержания:

"Статья 10.3. Обязанности оператора поисковой системы

1. Оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) (далее в настоящей статье - заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети "Интернет" (далее также - ссылка), позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

2. Требование заявителя должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);

2) информацию о заявителе, указанную в части 1 настоящей статьи, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;

3) указатель страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи;

4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;

5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.

3. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в требовании заявителя оператор поисковой системы вправе направить заявителю в течение десяти рабочих дней с момента получения указанного требования уведомление об уточнении представленных сведений. Оператор поисковой системы также вправе направить заявителю уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность. Указанное уведомление может быть направлено заявителю однократно.

4. В течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору поисковой системы уточненные сведения, а также документ, удостоверяющий личность (в случае необходимости).

5. В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя или уточненных заявителем сведений (в случае направления заявителю уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи) оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.

6. Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении указанного в части 1 настоящей статьи требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той же форме, в которой было получено указанное требование.

7. Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.

8. Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.".

Статья 2

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2012, N 7, ст. 784; 2013, N 19, ст. 2326) следующие изменения:

1) статью 29 дополнить частью шестой.2 следующего содержания:

"6.2. Иски о прекращении выдачи оператором поисковой системы ссылок, позволяющих получить доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.";

2) в части третьей статьи 402:

а) пункт 2 дополнить словами ", и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации";

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11) по делу о прекращении выдачи оператором поисковой системы ссылок, позволяющих получить доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", истец имеет место жительства в Российской Федерации.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

Президент
Российской Федерации

В.ПУТИН

13 июля 2015 года
N 264-ФЗ

Новости и краткая история реализации
закона о праве на забвение


09 марта 2018 г.

Mail.Ru Group удовлетворила 32% запросов по закону о «праве на забвение» с момента его вступления в силу.

Согласно закону каждый гражданин может потребовать от поисковиков удалить ссылки на недостоверную или устаревшую информацию о нём. Всего Mail.Ru Group получила 6 760 запросов об удалении информации из поисковой выдачи. О конкретных случаях компания, согласно требованиям законодательства, рассказывать не может. Холдинг раскрыл темы обращений: пользователи просили удалить информацию о погашенных судимостях или о том, что человек подозревается в преступлении (после завершения рассмотрения дела и оправдания), информацию о том, что человек является мошенником или другим правонарушителем. Также в Mail.Ru Group обращались с просьбой убрать из выдачи компрометирующую информацию на бизнесменов и политиков, устаревшую информацию о месте работы из интернет-справочников и отзывы про конкретных руководителей на сайтах о работе и работодателях.

«Каждый запрос проверяется нашими специалистами. В основном отказы связаны с тем, что не предоставлено официального подтверждения, например судебного решения, что информация не достоверна, не актуальна, не законна или что невозможно подтвердить, что указанная информация относится к заявителю, а не к его однофамильцу», — рассказал представитель компании. Подробнее на РБК...

06 мая 2017 г.

«Право на забвение» стало забываться.

Под таким заголовком в «Коммерсант.Урал» вышла статья, в которой была проанализирована практика применения «Закона о забвении» ФЗ-264 в регионах Уральского федерального округа. Как следует из информации, которая была получена корреспондентами «Ъ-Урал» от представителей судов УрФО, за полтора года этим правом воспользовались только несколько человек, да и то всего в паре регионов округа. Наша рабочая практика намного серьёзнее, но по отношению к другим запросам, связанным с репутацией, по-прежнему единична.

28 ноября 2016 г.

Интересные особенности работы я Гуглом по факту обращений по реализации закона о забвении.

Реализовать своё право на забвение с Гугл не так просто. Даже полнейшее следование всем требованиям закона о забвении, предоставление доказательной базы (документов, подтверждающих неправоту размещённой информации), использование официальных ссылок на подачу заявлений и отправка материалов в письменном виде не является гарантией принятия решения в вашу пользу. Более того, вы можете получить от Google ответы прямо противоположного характера - в одном от вас попросят предоставить решение суда по удалению ссылки, а во втором скажут, что ООО "Гугл" такии вопросами не занимается и следует направлять все заявки в Калифорнию. На нашей практике Гугл уже трижды менял свою позицию относительно выполнения российского закона о забвении. Что же будет дальше?

13 июля 2016 г.

Прошёл год после подписания Закона о забвении или Федерального закона № 264-ФЗ.

Не слышно победных реляций. «Яндекс» и «Гугл» усиленно работают с потоком обращений. И есть ощущение того, что наибольшую решимость они проявляют по запросам совершенно очевидным (брань, огульное упоминание эпитетов "мошенник", "мерзавец", "душегуб" и т.п.). С запросами сложными, требующими изучения материала, работа переводится в направлении бюрократический переписки.

25 марта 2016 г.

Подведены первые итоги применения Федерального закона о забвении.

«Яндекс» удовлетворил лишь 27% обращений с просьбой о реализации «права на забвение», следует из сообщения компании. Всего поисковик получил 3,6 тыс. обращений от 1348 человек. Из них 51% пришелся на обращения об удалении ссылок на неактуальную, но достоверную информацию, 30% — на недостоверную информацию, 25% — на информацию, которую пользователи считают неактуальной по другим причинам, 23% — на информацию о погашенных судимостях, 19% — на информацию, распространяемую с нарушением закона, и 3% — на информацию с признаками преступлений, по которым истек срок привлечения к уголовной ответственности.
Юристы «Яндекса» отказали по 73% общего числа обращений пользователей, из которых в 9% случаев был частичный отказ (удовлетворены требования в отношении лишь части ссылок из обращения пользователя). Компания объясняет высокую долю отказов отсутствием инструментов для проверки достоверности обращений. «Мы предупреждали об этом еще на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками несвойственные им функции судов или правоприменительных органов», — отмечает поисковик. Полный текст статьи.

Яндекс полностью удовлетворил только 23% заявок

1 января 2016 г.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» вступил в силу.

14 июля 2015 г.

В.В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

30 июня 2015 г.

Госдума во вторник без обсуждения одобрила поправки в законопроект о «праве на забвение». За корректировку документа проголосовали 376 депутатов, голосов против и воздержавшихся не было. Вопреки ожиданиям, председатель комитета по информполитике Леонид Левин не стал просить Думу принять закон во вторник не только во втором, но и в третьем, окончательном чтениях.

К законопроекту поступило 32 поправки, 14 из них рекомендованы к принятию, напомнил Левин на пленарном заседании палаты. Законопроект устанавливает обязанность поисковиков удалять по требованию пользователей ссылки на сообщения о них в интернете. Самым важным изменением в законопректе ко второму чтению стала замена обязанности поисковиков удалять ссылки на достоверную информацию о пользователях обязанностью удалять ссылки на информацию, ставшую не актуальной для пользователя. Но нельзя будет добиться удаления ссылок на такую информацию, если судимость пользователя не снята или не погашена; также не будут подлежать удалению ссылки на сообщения, содержащие признаки уголовно наказуемых деяний — если сроки привлечения к ответственности еще не истекли. Кроме того, поисковики должны будут удалять ссылки на недостоверные сообщения и на информацию, распространяемую с нарушением закона.

17 июня 2015 г.

В комитете Госдумы по информационной политике состоялось совещание с участием представителей «Яндекса», РАЭК и сотрудников администрации президента. Обсуждалась корректировка законопроекта о «праве на забвение», чтобы мнение отрасли было учтено ко второму чтению. Представители интернет-отрасли оперативно подготовили ряд поправок, часть предложений представители комитета поддержали.

15 июня 2015 г.

Первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин провел встречу с представителями компании «Яндекс».

29 мая 2015 г.

Интернет-поисковики выступили против принятия законопроекта, обязывающего их удалять из поисковой выдачи ссылки с данными граждан по их запросу.

29 мая 2015 г.

В Госдуму внесен законопроект, который обяжет поисковики по требованию гражданина удалять из поисковой выдачи ссылки, позволяющие получить доступ к информации о нем. Его авторами выступили представители всех четырех партий, представленных в нижней палате. Законопроект предписывает внести изменения в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

20 апреля 2015 г.

Игорь Щеголев, помощник Президента России, предложил ввести в законодательстве «право на забвение» — предоставление возможности удаления из интернета частных данных пользователей по их желанию. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров назвал предложения Щеголева глубокими и содержательными, заявив, что его ведомство будет над ними работать вместе с Советом Федерации и Госдумой.


Задайте вопрос или отправьте заявку


* – нажимая «Отправить» вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с Политикой сайта.